Дочитала "Не надейтесь избавиться от книг!", в которой Жан-Клод Карьер и Умерто Эко 289 страниц рассказывают литературные анекдоты, травят байки, играют в ассоциации и шутят, а Жан-Филипп де Тонак периодически вклинивается и аккуратно направляет их в нужное русло. Вот, например, какой Эко тролль: Для человека, который, придя ко мне впервые, обнаруживает мою внушительную библиотеку и не находит ничего лучшего, кроме как спросить: "И вы всё это читали?" - я заготовил несколько вариантов ответа. Один из моих друзей обычно бросает: "И даже больше, даже больше".
У меня же есть два ответа. Первый: "Нет. Здесь только книги, которые я должен прочитать на следующей неделе. Те, что я уже прочёл, хранятся в университете". Второй ответ: "Я не читал ни одной из этих книг. Иначе зачем мне их держать у себя?"
Но на самом деле о литературе они там тоже говорили.
Да Винчи написал много других картин, которые, на мой взгляд, лучше, например, "Мадонну в скалах" или "Даму с горностаем". Но "Джоконда" получила больше интерпретаций, которые, как слои осадочных пород, со временем покрыли это полотно, меняя его и его проблемы. "Гамлет" не является шедевром, это довольно бессвязная трагедия, в которой автору никак не удаётся свести воедино различные начала. По этой причине она и стала загадкой, над которой не перестают биться. По своим литературным качествам "Гамлет" не является шедевром - он стал шедевром потому, что не поддаётся нашим интерпретациям. Иногда достаточно произнести несколько бессмысленных слов, чтобы войти в историю.
Взгляд на шедевр как на тайну, а не как на Прекрасное порвал мне шаблон. Но это довольно резонно: точных и универсальных критериев художественности как не было, так и нет, а шедевры ж есть - как так вообще. Однако шедевр-ребус снимает это противоречие. Дэн Браун умница, оказывается.
По-моему, есть тут что-то общее с текстом-наслаждением Барта. Текст-наслаждение оставляет после себя ощущение дискомфорта, неуверенности, неразгаданной загадки, т.е. его порождают именно те "несколько бессмысленных слов". Т.е. разгадывание текста - это львиная доля наслаждения от него. Поэтому лично для меня профессиональное чтение так и не смогло убить чтение обычное, эмоциональное
У меня же есть два ответа. Первый: "Нет. Здесь только книги, которые я должен прочитать на следующей неделе. Те, что я уже прочёл, хранятся в университете". Второй ответ: "Я не читал ни одной из этих книг. Иначе зачем мне их держать у себя?"
Но на самом деле о литературе они там тоже говорили.
Да Винчи написал много других картин, которые, на мой взгляд, лучше, например, "Мадонну в скалах" или "Даму с горностаем". Но "Джоконда" получила больше интерпретаций, которые, как слои осадочных пород, со временем покрыли это полотно, меняя его и его проблемы. "Гамлет" не является шедевром, это довольно бессвязная трагедия, в которой автору никак не удаётся свести воедино различные начала. По этой причине она и стала загадкой, над которой не перестают биться. По своим литературным качествам "Гамлет" не является шедевром - он стал шедевром потому, что не поддаётся нашим интерпретациям. Иногда достаточно произнести несколько бессмысленных слов, чтобы войти в историю.
Взгляд на шедевр как на тайну, а не как на Прекрасное порвал мне шаблон. Но это довольно резонно: точных и универсальных критериев художественности как не было, так и нет, а шедевры ж есть - как так вообще. Однако шедевр-ребус снимает это противоречие. Дэн Браун умница, оказывается.
По-моему, есть тут что-то общее с текстом-наслаждением Барта. Текст-наслаждение оставляет после себя ощущение дискомфорта, неуверенности, неразгаданной загадки, т.е. его порождают именно те "несколько бессмысленных слов". Т.е. разгадывание текста - это львиная доля наслаждения от него. Поэтому лично для меня профессиональное чтение так и не смогло убить чтение обычное, эмоциональное
Но глубинного смысла нет.
Он говорит только то, что говорит, без подтекстов. Но из-за всех его приемов создается впечатление, что ты прочитал шедевр, и в любом его рассказе читатели находят каждый свое.
Мне кажется, это здорово. Это и есть смысл шедевра: когда ты вроде показываешь вроде как полупустое полотно, незавершенную декорацию - а зритель/читатель наполняет это Идеей и Сознанием.
Вот именно! Автор должен сплести кружево, в котором будут не только дырки, которые может заполнить читатель, но и основная канва: сюжет, философия, вопросы и проблемы. Иначе это, простите, одна сплошная дырень.