Как бы ни был обиден открытый финал, он вполне логичен в рамках художественных приёмов, использованных в тексте. Смена героев повествования зачастую показана как смена точек зрения в прямом смысле этого слова. "Камера" следует за героем, в "кадр" попадает другой герой, и "камера" следует за ним, "камера" перелетает из одного района Лондона в другой. В начале движение камеры довольно хаотично, но затем она накрепко прицепляется к главным героям. Постепенно они исчезают, о других героях больше не упоминается, они никак не могут более попасть в кадр. Spoilers...
"— Прощайте, — поет ее голосок, а тело уже исчезло, ушло в непроницаемую тьму", - пишет Фейбер в самом конце. И в итоге исчезает всё. Фонарь, Уильям под фонарём, вокруг - темнота, все ушли и всё ушло. Если "В лабиринте" путь от фонаря до фонаря был бесконечен, то тут всё заканчивается и закупоривается. Ничего нет - и продолжение невозможно.

@темы: книги