Итак, в чём суть двойничества? Джекс - холодная логика, действия ради блага большинства, цель оправдывает средства, а cчастье мира стоит слезинки одного ребёнка. Киборг - воплощённые последствия и - как противоположность Джексу - он действует на эмоциях. Может изменить решение под влиянием момента, вспомним хотя бы тот момент с девочкой. Две личности - две стороны Доктора. Их противостояние - та сцена с револьверами, когда Доктор хочет поступить так, чтобы спасти всех малой кровью и очередным убийством (Джекс), но, слава Эми, решает поискать другой выход (Тек). Это решение - возобладание одной стороны натуры - уже предрешает конец. Джекс совершает самоубийство, при этом движимой не только чувством вины, но и ответственностью, и той самой логикой (лучше смерть одного меня, чем ещё многих из-за меня). Тек остаётся и находит себе применение, но - искалеченный, прошедший войну, так и не отомстивший, защищающий, но отдалившийся и одинокий. Немного знакомо, да? Откровенное запараллеливание в самом начале серии Доктора и Тека как бы жирно намекает, кто тут у нас символизирует
Итак, всё вроде бы кончается хорошо. Но к концу серии с нашими двойниками происходит преображение. Начав как точные отражения какой-то одной стороны (а потому схематичные и тесно связанные с двумя другими частями - другим зеркалом и Доктором), они становятся полноценными персонажами, сложными и живыми. Они перестают быть двойниками. И находят выход из своего конфликта, из философского спора, из вечных этических дилемм - из всего того, что составляет идейную сторону «Доктора» и неотъемлемую часть Доктора. Они находят, уходят - каждый по-своему. А Доктор остаётся. Со своими конфликтами, спорами и дилеммами. Поэтому я не воспринимаю конец как отражение душевного состояния нашего дорого глав. героя. Это может быть прогнозом: всё будет хорошо, но для этого ещё придётся чем-то пожертвовать. Это может быть контрастом: вот вам относительно хороший конец, чтоб поняли, как ужасен конец плохой. Наконец, это может быть ретроспективой. Вот так нам аллегорично показали всё то же, что было в серии "Доктор танцует": получилось преодолеть В. войну и пойти дальше. Но уже тот факт, что сюжет раз за разом возвращается к этой теме, доказывает, что ничего у Доктора с душевным возрождением не вышло. Сейчас в ньюскуле продвигают всю ту же линию, что и писатели потерянного поколения: военный опыт невозможно преодолеть, он гнёт и ломает и много лет спустя. Причём у Доктора военный опыт объединяется с опытом его путешествий из-за схожести ситуаций, где он вынужден принимать решения, а это - ответственность, которая его тяготит (Я Доктор, я не хочу быть Лордом Президентом, я хочу путешествовать). Мне кажется, хотя это могут быть просто домыслы, что каждое принятое решение напоминает о том, роковом сразу для двух рас. С одной стороны, оно было верным. С другой стороны, это было убийством. «Ты просто хочешь, чтоб тебя простили». Получить прощение от других, потому что сам себя он простить не может. И уж сколько сезонов эта ситуация повторяется. Тема Галлифрея, естественно, всплывает и здесь. Тек (далеки) хотят уничтожить Джекса (Галлифрей), но это грозит мирному населению (Вселенная). И Доктор делает тот же самый выбор, что сделал много сотен лет назад. К счастью, на этом сходство и закончилось.
Да, под конец вспомнила ещё одну мысль. Джакс и Тек могут быть противопоставлены не только как две части одного, но и как два разных взгляда на одно. Джекс - взгляд Доктора на себя со всей ненавистью и безжалостностью, Тек - взгляд на Доктора со стороны с жалостью и состараданием. Страшный и добрый Доктор. Безжалостный и старый Доктор.
Уф. Надеюсь, я тут не совсем ерунду написала.